Город воинской славы
Сегодня: 27.06.2017
Вход для пользователей
Навигация

Реклама
Последние фотографии
Осенние краскиПервые заморозкиСучекДетские забавыКамышГде только не вырастешь

В 1708 году на левом берегу Дона в 75 км от Царицына (Волгограда) возник небольшой хутор Калачевский. Население хутора составляли казаки, которые берегли русский язык, русскую веру соблюдали и формировали культуру Донского края.
В материалах Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел по подготовке первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Калач значится как торговый хутор, имеющий 3 пароходные пристани на Дону, железную станцию Донская, казенную и земскую почтовые станции и почтово – телеграфную контору. В хуторе торговые магазины, свечной церковный завод, 3 харчевни, 4 постоялых двора, 3 трактира, 8 питейных заведений, деревянный хлебозапасный магазин, две деревянные церкви, хуторское казачье управление.
В 1859 году между Калачом и Царицыном началось строительство железной дороги (которая была третьей в России после дорог Петербург – Красное село и Петербург – Москва), первый состав по которой покатился 5 мая 1862 года. (3)
Развитие пароходства в Калаче вызвало необходимость ремонтировать и строить баржи. В связи с этим появились мастерские, а в конце XIX века – судостроительный завод Петрова. (1,10). С развитием промышленности в Калаче возрастал и приток населения. Бурно развивалась торговля. Были открыты торговые дома Грошевой, Кравченко, мануфактурные магазины Бабушкина, Казакова, кожевенные магазины Шестакова, Брыкова, склады лесоторговцев Сухорукова, Никонова. (3)
Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени определяются интеллектуальной мощью и уровнем образованности населения. Многие регионы достигли социально-экономического прогресса за счет развития системы образования и социального воспитания молодого поколения. В 1884 году в Калаче появились две школы: двухклассная гимназия для мальчиков (5-летнее образование) и одноклассная (начальная школа, 3 летнее образование) для девочек. Обе гимназии были построены на средства калачевского купца И.О. Бабушкина. Также в те годы работала церковно – приходская школа, в которой учили грамоте и начальному счету.
До революции распространенной формой обучения было надомное образование. Зажиточные семьи нанимали за плату учителя или грамотного человека учить своих детей письму, счету и чтению в домашних условиях. В казачьих семьях грамотные родители учили юных казачат.
В 1907 г. по инициативе местного купца П.С. Кравченко было построено двухклассное реальное училище, первоначально дающее тоже начальное образование. К 1917 г. в училище были введены предметы: литература, география, история, математика. Основной контингент училища составляли дети лавочников, ремесленников и мелких торговцев, поэтому оно носило торгово – ремесленный уклон. (2, 288)
Здание училища, пережив две войны, уцелело и до наших дней. Назначение его прежнее: здесь размещаются начальные классы МОУ СОШ № 2. А в стоящем неподалеку деревянном особняке купца Кравченко теперь располагается филиал Волгоградского областного краеведческого музея. (3)
В 20-е годы прошлого века в Калаче было 4 начальных школы и 1 семилетняя. К концу тридцатых годов Калачевский район становится одним из лучших по уровню развития образования.
Качество образования ребенка зависит от возможностей общества предоставить ему спектр образовательных услуг. В решении этой проблемы особое место занимает дополнительное образование детей. Поэтому, в Калаче в эти годы было открыто учреждение, которое занималось досуговой деятельностью, патриотическим воспитанием и формированием опыта творческой деятельности детей. Это Дом детского творчества. Свою историю он ведет от Дома пионеров, который был открыт в 1936 году. В то время он был центром пионерского движения в городе и районе. Менялись эпохи – менялись названия. В 1966 году Дом пионеров стал называться Дом пионеров и школьников, в 1992 году – Дом школьников, в 2000 году – Дом детского творчества.
Сегодня учреждение осуществляет реализацию образовательных программ по следующим направлениям: физкультурно – спортивное; художественно – эстетическое; культурологическое; спортивно – техническое; туристско – краеведческое. Большое внимание уделяется фольклору, техническому и декоративно – прикладному творчеству, связанными с особенностями Донского края.
Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности ребенка. Поэтому, постепенно количество внешкольных учреждений в Калаче увеличилось. В 2002 году появился эколого – биологический центр «Эко – Дон», который осуществляет подготовку учеников как субъектов учебной, профессиональной и социальной жизнедеятельности; воспитание гуманной, творческой, культурной личности. Ведется работа по направлениям: естественнонаучное, эколого – биологическое, художественно-эстетическое. (4, 321)
Особого внимания заслуживает Детско – юношеский центр «Танаис», который работает над проблемой возрождения и укрепления казачества Донского края, делая акцент на социализацию будущих молодых казаков.
Преобразования в обществе в конце ХХ века привели к глобальному изменению всей системы ценностных ориентиров у детей и подростков. Поэтому, приоритетными направлениями работы центра являются туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое, культурологическое, особое внимание уделяется военно-патриотическому.
Казачество было служивым сословием России, поднявшимся в социальной иерархии над горожанами и крестьянами, и на которых дворянство переложило бремя обязательной государевой службы. Казаков часто использовали в различных театрализованных военных парадах в качестве ядра иррегулярной конницы в войсках. К концу XIX века на них стали возлагать функции внутренних войск. (4) Казачьи отряды принимали участие в первой чеченской кампании. После взрывов домов в Москве и Волгодонске создавались специальные отряды из казаков, которые охраняли наиболее важные стратегические объекты.
Формирование личности казака держится на славном прошлом предков, традициях и обрядах края. ДЮЦ «Танаис» помогает казачатам узнать историю своего края, своего древнего рода, военное прошлое города и района, научиться держаться в седле, рубить шашкой, колоть пикой, метать дротики. Большая работа в центре ведется по развитию радиоспорта и радиолюбительства, целью которой является развитие военно – прикладных видов спорта, военно-патриотической и массовой работы, подготовка юношей к службе в подразделениях связи Вооруженных Сил России.
Сейчас в Калаче функционируют 4 общеобразовательные школы, техникум – интернат для инвалидов, готовящий бухгалтеров и экономистов, профессионально – техническое строительное училище № 13, которые совместно с учреждениями дополнительного образования создают целостное образовательное пространство для детей.
Сегодняшнее время можно охарактеризовать как переходное время, время возрождения русских традиций в образовании (особенно в дополнительном), в котором происходит становление нового исторического содержания на основе сохранения всего ценного, самобытного, что было накоплено за многовековую историю, ориентация на потребности общества и личности.

Гаврилова Ольга Николаевна

Литература:
1. Гребцова Т.А. Калач-на-Дону. Нижнее-Волжское книжное изд-во. Волгоград, 1986.
2. Земля Калачквская // автор-сост. Харитоненко П.Н. Волгоград, 1998.
3. Иллюстрированный историко – краеведческий очерк. Калач-на-Дону, 1993.
4. Мохов Е.А. Калач-на-Дону. Энциклопедия. Волгоград, 2008.