Город воинской славы
Сегодня: 27.06.2017
Вход для пользователей
Навигация

Реклама
Последние фотографии
Осенние краскиПервые заморозкиСучекДетские забавыКамышГде только не вырастешь

В России много маленьких городов. У каждого из них своя судьба, своя культура, своя неповторимая история. Не является исключением и маленький городок Волгоградской области – Калач-на-Дону.
Название города является производным от географического термина «калач», обозначающего рукав реки вокруг острова, круглая извилина у полуострова; уточняющее дополнение: нарицательное «калач» в русских диалектах означает крутую излучину реки. Скорее всего, река и дала название. В словаре В.И. Даля есть подтверждение этому: «Калач – круглый проток, оток, впавший в ту же реку; крутой огиб реки или полуострова». Есть и такие свидетельства местных жителей: в районе города были озера, имевшие форму калача, то есть округлую, отсюда будто бы и имя Калач. Но самая распространенная версия связана с тем, что название города связано с пребыванием в Донском крае царя Петра I. Согласно легенде царь, проплывая мимо казачьего поселения, расположенного в месте, где сегодня стоит г. Калач-на-Дону, очарованный красотой окружающей природы приказал пристать к берегу. Местные жители – казаки преподнесли монарху только что испеченный ароматный калач. Петр попробовал его, и изумился вкусу. В память об этом он якобы приказал назвать нарождающийся хутор – Калачом. (3,7)
На гербе города показаны два изображения, логически дополняющие друг друга: хлеб – калач традиционной формы, и лента синего цвета, символизирующая реку. Синий цвет по геральдическим правилам толкуется как верность и честность. Именно синего цвета, с элементами красного, форма донских казаков. На нижней части геральдического щита помещено зеленое поле, символизирующее свободу, а также зеленый «наряд» города и его окрестностей. (3, 71)
Как свидетельствуют материалы народной переписи от 1 февраля 1874 г. хутор Калач был заложен в 1708 году. Других документов, подтверждающих дату образования Калача пока не обнаружено. Однако упоминание о нем, как о небольшом казачьем поселении на Дону, можно встретить во многих архивах XIX века.
Занимались казаки скотоводством, коневодством (ему уделялось особое внимание, так как кони необходимы были для несения воинской службы), охотой, рыболовством, которое занимало важное место в экономике края. Рыбная ловля на Дону делилась на зимнюю, весеннюю и меженную. Выловленную рыбу казаки продавали на месте приезжающим торговым людям, а последние развозили ее в замороженном виде в различные города и уезды России. И сейчас, вкус донской рыбы известен далеко за пределами Калачевкого района. (4, 101)
К ценным промысловым рыбам относятся традиционные донские виды: лещ, чехонь, рыбец, судак, берш, сом и щука. Сом считается царем Дона. А щука – царицей подводного царства, так как она не только ценная промысловая рыба, но и естественный санитар. Она уничтожает больных особей, прорежает популяцию и укрепляет рыбий генофонд. А если город прославляет донская рыба, то вполне логично поставить ей памятник. И не просто памятник, как считает глава администрации калачевского муниципального района, а создать маленький парк, с центральной композицией фонтана в виде щуки, и ежегодно проводить праздник «День щуки». Первый раз праздник проводился 24 апреля 2007 года. В городе создали аллею, посадили молодые сосны, заложили первый камень на месте фонтана. Теперь по решению районной администрации и администрации города каждый год в третью субботу марта будет отмечаться День щуки.
Калачевцы уверены, что фонтан с царицей рыб щукой станет знаковым местом для жителей города. Возможно, в будущем к фонтану будут приезжать молодожены, чтобы загадать желание: «По щучьему велению, по моему хотению…». (5, 34)
Не для кого не секрет, что земля Калачевская считается краем лазоревых цветов – степных тюльпанов. Легенды говорят, что алый цвет «лазоривиков» – это капли крови казаков – героев, а тюльпаны желтого, лилового, розового и белого цветов - души погибших казаков в бою за Отечество от нашествия иноземного врага, попавшие в Ирий (Рай). Подтверждение этому можно найти в стихах Ю. Сухарева:
Исстари поверье есть в землях казачьих,
Что души казаков пропавших в войну,
Лазоревым цветом на вешних курганах
Свечкою алой горят на ветру. (6, 327)
Калач очень гостеприимный город, и всех, кто приезжает сюда весной и летом, поражает его зеленый наряд. «Город Калач-на-Дону располагается среди массивов голубинских песков» – записано в официальных документах, относящихся к началу 50-х годов. Сейчас, такая характеристика города вызвала бы удивление не только приезжих, но и многих калачевцев. Вокруг на многие километры – леса. Но, старожилы помнят, какие песчаные бури летом и снежные заносы зимой обрушивались на город. Сейчас в характеристику города внесена поправка: располагается среди лесных массивов. Город – сад – так называют теперь Калач, где фруктовые деревья растут во дворах частных и общественных домов, просто на улице. Внимание всех приезжающих привлекает тополиная роща на остановке «Стройрайон». С ней тоже связана местная легенда. В середине 70-х годов прошлого века, Иван Васильевич Зотов в честь рождения дочери посадил 50 деревьев. Бережно ухаживал за ними, вырастил. И зовут теперь рощу Наташкиной. (1, 142).
Калач - казачий город, а казаки – народ православный. Церковные праздники казаки отмечали всегда. Стоит присмотреться ко многим из них, и след истории обнаруживается в современном казачьем быту. Самый почитаемый во всех казачьих областях войсковой праздник – Покров (1 октября по старому стилю). Праздник древний, но до сих пор отмечается современными казаками. Еще один отмечаемый только казаками праздник – День матери – казачки, выпадающий на православный праздник Введения Богородицы во храм. Этот праздник актуален и сегодня.
Основные циклы зимних обрядов казаки приурочивают к святкам, длившимся от Рождества Христова до Крещения. По инициативе атамана х. Рюмино – А. Варламова и председателя комитета по культуре г. Волгограда А. Зуева, ежегодно 7 января в Калаче организуется праздничный концерт, под названием «Рюминские рождественские встречи», где выступают фольклорные и эстрадные коллективы Калача и Волгограда. В этом (2009) году «Рюминские рождественские встречи» проводились 11 раз, и как всегда в зрительном зале полный аншлаг.
«В Калаче удивительно талантливые люди,- говорила М.Г. Блохина, калачевская подвижница на ниве культуры послевоенных лет. – У калачевцев удивительно тонкий слух, хорошие голоса, удивительная пластика…» (1, 156). Калачевская земля красива: Дон, степь, высокое небо. Такой земле нельзя обойтись без художников, так как живопись – это сама жизнь. В Калаче жили и творили художники – пейзажисты К.С. Хныкин, В.И. Кульченко, П.Ф. Гречкин. Многие их работы экспонируются на выставке в художественной галерее РДК, музеях России и зарубежья. Любовь к отчему краю отражается в картинах самодеятельных художников А.П. Шарапова, Г.А. Закомолдина, П.Н. Станогина, И.М. Шеремета, А.Г. Рукосуева, В.Ф. Хлюстова. Большинство картин – пейзажи родного края, портреты земляков, славных трудовыми подвигами.
Город постоянно открывает новые имена талантливых художников, которые показывают современные моменты жизни. Выставка под названием «Новые имена» открылась 30 ноября 2008 года. На ней были представлены работы непрофессиональных художников, отличающиеся друг от друга и техникой и жанрами – О. Гавриловой и Л. Шаровой, которые также подчеркнули, как красива земля калачевская- земля донских казаков, что полна она ярких и радостных красок.
Историко – культурологический контур города позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Калач-на-Дону – это не только красивый город на берегу Дона, славящийся своими рыбными местами, казачьими традициями, культурой, и людьми, а это маленький историко – культурный феномен Волгоградской области.

Иванова Ольга Николаевна.

Литература:
1. Гребцова Т.А. Калач-на-Дону. Нижнее-Волжское книжное изд-во. Волгоград, 1986.
2. Иллюстрированный историко – краеведческий очерк. Калач-на-Дону, 1993.
3. Мохов Е.А. Калач-на-Дону. Энциклопедия. Волгоград, 2008.
4. Рябов С.И. История родного края XVI-XIX. Нижнее-Волжское книжное изд-во. Волгоград, 1988.
5. Сенаторов С. По щучьему велению. //Здоровье и экология № 4 (50) апрель 2007.
6. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск, 2001.